Аннотации к рабочим программам дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства « Живопись » Срок обучения – 8 и 5 лет

Учебный предмет « Основы изобразительной грамоты и рисование»
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» (разработчик Черноусенко С.С. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных программ «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов. Данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» — 3 года (с 1 по 3 класс) в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» 8 (9)-летним сроком освоения. Возраст детей, приступающих к освоению программы 6,6 – 9 лет. Форма занятий — мелкогрупповая, количество человек в группе — от 4
до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность урока – 40 минут.

Цели:
 выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
 формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;
 формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
 развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти);
 воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
 формирование умений и навыков работы, живописными и графическими материалами;
 формирование навыка грамотной и осознанной компоновки рисунка;
 формирование умения анализировать формы предметов, передавать характерные особенности, работать от общего – к частному;
 формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.);
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Обоснование структуры программы составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в соответствии с ФГТ.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». В данный раздел включены темы на изучение природы и особенностей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
 частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
 творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
 исследовательские (исследование свойств художественных материалов, способов их использования, работа над картиной какого-либо художника: знакомство с особенностями создания полотна, используемыми материалами).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета. Кабинет для занятий должен быть оснащен удобной мебелью (столы и стулья), мольбертами, подиумами, натюрмортными столиками, софитами, натюрмортным фондом.

Программа учебного предмета «Прикладное творчество»

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» (разработчик Черноусенко С.С. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных программ «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовывать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета
В процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций в различных техниках (аппликация, коллаж, мозаика, нетканый гобелен, вырезание, роспись) осуществляется работа с различными материалами (цветная бумага, картон, ткани, нитки, природные материалы, гуашь).
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества. Срок реализации учебного предмета «Прикладное творчество» — 3 года (с 1 по 3 класс) в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» .
При реализации программы учебного предмета продолжительность учебных занятий в 1 год обучения составляет 32 недели, во второй и третий годы обучения по 33 недели. Форма проведения учебных аудиторных занятий. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия по учебному предмету «Прикладное творчество» проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы. Форма занятий — мелкогрупповая, количество человек в группе — от 4до 10 человек. Продолжительность урока – 40 минут.

Цели:
 выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
 формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области декоративно – прикладного творчества;
 формирование понимания основ художественной культуры, как
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
Обучающие:
 научить основам художественной грамоты;
 сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
 овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;
 научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
 научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
 научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
 научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы.
Воспитательно-развивающие:
 пробудить интерес к изобразительному и декоративно- прикладному искусству;
 раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребёнка;
 формировать творческое отношение к художественной деятельности;
 развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
 приобщить к народным традициям;
 воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы. Программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в соответствии с ФГТ.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». В данный раздел включены темы на изучение природы и особенностей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
 частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
 творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
 исследовательские (исследование свойств художественных материалов, способов их использования, работа над картиной какого-либо художника: знакомство с особенностями создания полотна, используемыми материалами).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета. Кабинет для занятий должен быть оснащен удобной мебелью (столы и стулья), мольбертами, подиумами, натюрмортными столиками, софитами, натюрмортным фондом.

Программа учебного предмета «Лепка»
Программа учебного предмета «Лепка» (разработчик Инчина Е.М. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись». Учебный предмет «Лепка» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных программ «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» — взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура». Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Особенностью программы является сочетание традиционных приемов лепки глиной с современными технологиями. Срок реализации учебного предмета «Лепка» — 3 года (с 1 по 3 класс) в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» 8 (9)-летним сроком освоения. Форма проведения учебных аудиторных занятий по предмету «Лепка» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету составляет:
• аудиторные занятия: 1 — 3 год обучения — 2 часа в неделю;
• самостоятельная работа: 1- 3 год обучения – 1 час в неделю;
Продолжительность урока – 40 минут. Целями учебного предмета «Лепка» являются:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
 формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Задачи учебного предмета:
 знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика — масса);
 знакомство со способами лепки простейших форм и предметов;
 формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция»;
 формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
 формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
 формирование умения работать с натуры и по памяти;
 формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
 формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.

Программа учебного предмета «Рисунок»
Программа учебного предмета «Рисунок» (разработчик – Черноусенко С.С. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Рисунок — основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» — это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет и 8 лет срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5 лет.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет и 9 лет срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 6 лет. При реализации программы учебного предмета «Рисунок» с 5 (6) летним сроком обучения продолжительность учебных занятий составляет 33 недели ежегодно.

Форма проведения учебных занятий
Занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек, продолжительность урока – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 8(9) лет составляет:
• аудиторные занятия:
4 – 6 классы – по 3 часа в неделю
7 – 8 классы – по 4 часа в неделю
9 класс – по 3 часа в неделю
• самостоятельная работа:
4 – 6 классы – по 2 часа в неделю
7 – 9 классы – по 3 часа в неделю.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5(6) лет составляет:
• аудиторные занятия:
1 — 3 классы – по 3 часа в неделю
4 — 5 классы – по 4 часа в неделю
6 — класс – по 3 часа в неделю
• самостоятельная работа:
1 – 2 классы – по 2 часа в неделю
3 – 6 классы – по 3 часа в неделю
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах, фестивалях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель:
Целью учебного предмета «Рисунок» является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
 освоение терминологии предмета «Рисунок»;
 приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
 формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;
 приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
 формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, натюрмортным фондом.

Программа учебного предмета «Живопись»
Программа учебного предмета «Живопись» (разработчик – Черноусенко С.С. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись». Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах — «Интерьер». Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. Срок реализации предмета Учебный предмет «Живопись» при 5(6) -летнем сроке обучения реализуется 5-6 лет – с 1 по 5 (6) класс. Учебный предмет «Живопись» при 8(9) -летнем сроке обучения реализуется 5-6 лет – с 4 по 8 (9) класс. При реализации учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 5(6) лет составляет:
• аудиторные занятия:
1 — 5 классы – по 3 часа в неделю
6 — класс – по 3 часа в неделю
• самостоятельная работа:
1 – 2 классы – по 2 часа в неделю
3 – 6 классы – по 3 часа в неделю
При реализации учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 8(9) лет составляет:
• аудиторные занятия:
4 — 8 классы – по 3 часа в неделю
9 — класс – по 3 часа в неделю
• самостоятельная работа:
4 – 6 классы – по 2 часа в неделю
7 – 9 классы – по 3 часа в неделю
Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Цель учебного предмета: Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
 знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
 знаний разнообразных техник живописи;
 знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
 умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
 умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
 навыков в использовании основных техник и материалов;
 навыков последовательного ведения живописной работы;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.
Программа учебного предмета «Композиция станковая»
Программа учебного предмета «Композиция станковая» (разработчик – Инчина Е.М. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 5 лет: при 5-летней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» — с 1 по 5 классы, при 8-летней программе — с 4 по 8 классы. Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» увеличивается на 1 год при освоении учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с дополнительным годом обучения (6-летний срок и 9-летний срок). Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 — 4 классы – 2 часа
5 — 6 классы – 3 часа
Самостоятельная работа:
1 – 3 классы – 3 часа
4 – 5 классы – 4 часа. Продолжительность урока – 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами учебного предмета:
 развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
 последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
 знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
 изучение выразительных возможностей тона и цвета;
 развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
 обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности; формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве»
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» (разработчик – Инчина Е.М. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности (рисование, копирование образцов произведений искусства.), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Беседы об искусстве» 3 года (с 1 по 3 класс) в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8 (9)-летним сроком обучения.
Срок реализации учебного предмета «Беседы об искусстве» 1 год (1 класс) в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 5 (6)-летним сроком обучения. Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Беседы об искусстве» проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Цель учебного предмета
 художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса;
 побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
 Развитие навыков восприятия искусства.
Задачи учебного предмета
 развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
 формирование навыков восприятия художественного образа.
 знакомство с особенностями различных видов изобразительного искусства.
 обучение специальной терминологии изобразительного искусства.
 формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», отражающие аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала на год обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы, методических пособий, иллюстраций);
 практический (закрепление знаний с помощью упражнений; рисование, копирование образцов произведений искусства);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
 творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
 игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Кабинет для проведения предмета «Беседы об искусстве» должен быть оснащён интерактивной доской, компьютером, медиатекой: слайд-фильмами, видеофильмами, учебными кинофильмами.

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» (разработчик – Инчина Е.М. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства — целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) — ритм — та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать — значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового — как органического целого, как выразительно-смыслового единства.
Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя, а восприятия его — как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5 класс.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 5 лет, с 4 по 8 класс.
Срок освоения программы «История изобразительного искусства» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год (9-й или 6-й класс).
При реализации программы предмета «История изобразительного искусства» со сроком обучения 9 или 6 лет образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебно-тематический план последнего года обучения. Содержание программы дополнительного года обучения может предусматривать подготовку обучающихся к поступлению в средние или высшие учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), продолжительность урока 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Срок обучения 5-6 лет
Аудиторные занятия:
2 — 5 классы – 1,5 часа
6 класс – 1,5 часа
Самостоятельная работа:
2 — 5 классы – 1,5 часа
6 класс – 1 час
Срок обучения 8-9 лет
Аудиторные занятия:
4-8 классы – 1 час
9 класс – 1,5 часа
Самостоятельная работа:
4-8 классы – 1 час
9 класс – 1 час.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Целью учебного предмета «История изобразительного искусства» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
 знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
 знаний основных понятий изобразительного искусства;
 знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
 умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
 умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
 навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
 навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 объяснительно — иллюстративный;
 репродуктивный;
 исследовательский;
 эвристический.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в преподавании теоретических дисциплин. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся.
Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «История изобразительного искусства» должна быть оснащена компьютером, видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями.

Программа учебного предмета «Пленэр»
Программа учебного предмета «Пленэр» (разработчик – Инчина Е.М. – преподаватель художественных дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) — неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов. Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи. В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды. При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности. Срок реализации учебного предмета При реализации программ «Живопись» с нормативными сроками обучения 5 (6) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 (5) лет со второго класса. Содержание учебного предмета и годовые требования для дополнительного года обучения по учебному предмету «Пленэр» образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, а также – одну неделю в июне месяце. Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени. Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может составлять 21 час в год. Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных. Продолжительность урока 40 минут.

Цели учебного предмета:
 художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;
 воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
 подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.
Задачи учебного предмета:
 приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
 развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;
 приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
 формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».